Экипировка для автоспорта, что к чему
Во время соревнований гонщики испытывают серьезные перегрузки. Поэтому каждая гоночная команда, заботясь о пилоте, тщательно подбирает экипировку для соревнования.
Экипировка это — высокотехнологичные доспехи, которые оберегают жизнь и здоровье.
На заре авто соревнований гонщики были одеты в простые хлопковые комбинезоны и шлемы, которые и отдаленно не напоминали современную одежду для автоспорта. Наибольшую опасность для пилота представлял огонь и повреждения от ударов. К примеру сказать, некоторые спортсмены не пристегивали ремни безопасности. Так как считали, что при аварии намного лучше вылететь из автомобиля, чем сгореть в нём заживо.
Все составляющие экипировки до мельчайших деталей направленны на спасение жизни и здоровья. Например, амуниция пилота Формулы 1 должна выдерживать 11 секунд пожара. И 11 секунд интенсивного температурного воздействия – без ущерба для гонщика. Одиннадцатисекундный интервал выбран не случайно, именно за такое время гонщик должен успеть покинуть кокпит в случае возгорания. Погоны, которые вы можете увидеть на плечах костюма, помогут вытащить гонщика из авто, если он потеряет сознание. А значит, они должны быть очень прочными. По регламенту они должны выдержать силу в 300 ньютонов. Во время пилотирования, вес головы гонщика при перегрузке в 5g может увеличится до 35 килограммов, без поддержки человеческой шее будет очень тяжело.
Все требования к техническим данным костюмов, шлемов и другим элементам безопасности написаны кровью. Директива FIA № 8856-2000 состоит из 76 страниц, на которых предельно точно описывает, какой должна быть экипировка профессионального гонщика. Для использования на крупных соревнованиях у экипировки должна быть омологация не ниже определенного стандарта FIA. Другими словами, она должна быть приведена в соответствие требованиям международной автомобильной федерации для конкретных соревнований. Конечно, производители создают линейки, без омологации FIA, которые подходят для использования в любительских соревнованиях. В свою очередь, она будет значительно уступать, как и в в качестве, так и цене. Товары с омологацией FIA обязательно комплектуются наклейками, сообщающими какому стандарту, они соответствуют.
На гонщике во время соревнования вы увидите следующий набор амуниции:
Шлем
Идеальный шлем должен быть достаточно прочным для отражения удара и в тоже время достаточно эластичным, чтобы энергия удара не предалась голове гонщика. В автогонках, в первую очередь, шлемы различаются по конструкции и делятся на два вида: открытый и закрытый шлем. Открытый, как правило, используют в ралли, а закрытый в формулах, кольцевых гонках и при пилотировании авто с открытым кокпитом.
Внешний слой шлема выполнен из крепкого пластика или углепластика (карбона). Карбон позволяет значительно снизить вес изделия, что в свою очередь существенно влияет на качество вождения и состояние пилота во время гонки. Поскольку перегрузки превращают небольшой вес шлема в очень большой. Внутренний слой — демпферный, который при случае смягчит удар. А также внутренний тканый слой, который непосредственно соприкасается с поверхностью головы. Как правило, в огнеупорных моделях он изготовлен из материала Nomex. Конструкция шлема предполагает наличие вент каналов, в результате чего, воздух может циркулировать внутри и охлаждать голову гонщика. Помимо этого, воздушный поток позволяет избежать запотевания визора. Также конструкция может предполагать возможность для установки трубки с напитками и системы внутренней связи. Как полагается, шлем должен быть оснащен местом для установки крепления устройства защиты шеи и головы HANS.
Подшлемник
Балаклава, которая призвана защищать шею гонщика между шлемом и комбинезоном. А также помогает отводить лишнюю влагу и оберегает внутреннюю сторону шлема от лишних загрязнений. Подшлемник может быть огнестойким или нет. Последние изготовлены из синтетической ткани, которая обладает легким весом, неприхотливостью и эффективно отводит лишнюю влагу. В свою очередь, огнестойкие изготовлены из арамидной ткани Nomex. Эта ткань — эксклюзивная разработка крупнейшего в США химического гиганта. Компания DuPont является форвардом химической промышленности во всем мире. Но основным ее направлением всегда было ВПК, компания занималась производством взрывчатых веществ, ядерного и химического оружия. Разработка негорючих тканей для армии США, помогла создать Nomex. Теперь эту ткань используют во всем мире для спасения жизней и здоровья людей. Прежде всего, Номекс помогает людям, профессии которых связанны с повышенными температурами. Пожарным, аварийно-спасательным службам. В том числе эта разработка пригодилась и в автоспортивной области. Применение огнеупорных тканей в экипировке — гарант безопасности на соревнованиях.
Защита шеи и головы HANS
Автоспорт — это вам не шахматы! Если задуматься, это едва ли не самый смертоносный вид спортивных соревнований. Именно поэтому стандарты безопасности для экипировки гонщиков постоянно совершенствуются. С 2010 года FIA для своих гонок вводит новый стандарт. Теперь гонщик обязан носить систему защиты шеи и головы HANS.
Это странного вида устройство изобрел Роберт Хаббард. Профессор биомеханики был женат на прелестной девушке Джо-Энн Доунинг. Её брат — Джим Доунинг был профессиональным гонщиком. И вот однажды случилась трагедия. Во время одной из гонок напарник Джима погиб в лобовом столкновении со стеной. Он получил травму, несовместимую с жизнью, перелом основания черепа. Изучив мировую статистику, Роберт и Джим осознали, что большинство смертельных случаев за последние десятилетия связанно с травмами шеи и головы. По невероятному совпадению, Хаббард ранее работал в НИИ, где изучал механизмы травм, полученных при авариях. Поэтому собрав все свои наработки и используя Джима Доунинга, как подопытного, Хабард начинает разработку устройства.
Head And Neck Support device (HANS) — результат многолетнего труда, работы в убыток, борьбы с отрицанием и насмешками. Однако череда смертей пилотов по причине конкретных травм. А именно связанных с «смертельным кивком», и последующим переломом основанием черепа. Подтолкнули гоночные команды к использованию этого устройства. К сожалению, многим оно до сих пор кажется неудобным и не нужным. Однако, по факту, за 10 лет HANS спас огромное количество жизней. И таким образом сделал автоспорт менее опасным для жизни и здоровья гонщиков.
Комбинезон
Гоночный костюм покрывает наибольшую часть тела спортсмена. Потому, он не только должен соответствовать строгим требованиям безопасности, но и быть удобными и комфортным в эксплуатации. Костюм изготавливают из огнестойкой ткани, как правило арамидной. Бюджетные модели отличаются большим весом и менее комфортны в носке. У премиальных моделей хорошая вентиляция и отлично продуманная конструкция. Вдобавок, костюмы имеют эластичные вставки в местах с повышенным растяжением. Помимо этого, на плечах располагают эполеты, для облегчения извлечения водителя в случае аварии. Если при аварии гонщик потеряет сознание. Подоспевшие на помощь спасатели, смогут вытащить человека, ухватившись за своеобразные карманы на плече костюма. Комбинезон не случайно имеет несколько слоев, ткани сшиты вместе стеганым узором. Простегивание формирует воздушное пространство между слоями, которое раздувается при пожаре. Вследствие чего, водитель защищен от жара.
Термобелье
Одним из наиболее эффективных способов повышения безопасности на трассе является увеличение количества слоев одежды, которые носят автогонщики. Нательное белье из тонкого огнестойкого трикотажа. Обладает повышенной воздухопроницаемостью. Значительно повышает комфорт при ношении гоночного костюма. Комплект нижнего белья состоит из майки, удлинённых трусов и носков.
Перчатки
Руки гонщика с одной стороны должны быть чувствительны к рулю, а с другой защищены от воздействия негативных факторов. Перчатки должны обеспечивать сцепление, амортизацию и комфорт. Хорошие перчатки обладают анатомически правильным строением. Для автоспорта их производят из негорючих тканей с дополнением другими материалами, обладающими улучшенным сцеплением. В некоторых моделях на четырех пальцах используют внешний шов, а на большом внутренний. Как водится, качество перчаток может напрямую повлиять на исход гонки.
Обувь
Как и перчатки, обувь непосредственно контактирует с системами управления автомобилем. Строение обуви, должно быть максимально удобным. Более того, гонщику чрезвычайно важно чувствовать все нюансы отдачи техники. Ботинки могут быть изготовлены из обычных или огнестойких материалов. В таком случае, арамиды располагаются во внутренней части или их совмещают с внешним слоем. Внешний слой должен отвечать многим требованиям. Быть легкими, эластичными, водостойким, дышащими. Производители применяют: замшу, нубук, обыкновенную кожи и даже кожу кенгуру. Применение последней может вызвать вопросы, однако технически она в четыре раза более прочная по сравнению с коровьей и обладает меньшим весом. Подошва имеет текстурированный рисунок, который обеспечивает оптимальный уровень сцепления. Некоторое модели имеют перфорацию для воздухопроницаемости и уменьшения веса. Фиксация на ноге может осуществляться с помощью шнурков или липучки.
Безусловно, при выборе всей амуниции очень важно подобрать подходящий вам размер. У различных брендов вы можете найти большой выбор моделей, кроя и размерных сеток. В том числе, вы можете заказать пошив экипировки по индивидуальным меркам, что будет стоить дороже, однако в таком деле иногда лучше переплатить. Чем испытывать дискомфорт во время пилотирования.
Производители постоянно совершенствуют технологии производства гоночной экипировки. Вне всякого сомнения, это делает ее более удобной и технологически безопасной.